В этой статье рассмотрим OEM-производство в Китае: что это такое и как выстроить работу
Аббревиатура OEM расшифровывается как Original Equipment Manufacturer. Технология предполагает изготовление продукции китайскими производителями по определенному шаблону от заказчика, а товары маркируются логотипом и бирками его компании. Клиент составляет для фабрики техническое задание, которое может включать незначительные изменения: например, выбрать другой материал, цвет или тип изделия и так далее.
Сейчас предпринимателям невыгодно продавать однотипную продукцию, которая имеет множество аналогов. Маркетплейсы даже помечают похожие товары в соответствующих разделах. OEM позволяет персонализировать ассортимент бренда и выделиться среди конкурентов, что повысит узнаваемость компании и увеличит продажи. При этом производство по контракту не требует больших вложений в сравнении с созданием собственного цеха, поскольку владельцу бизнеса не нужно открывать и регистрировать предприятие, закупать оборудование и нанимать сотрудников. Также предприниматель сможет сконцентрироваться на развитии и раскрутки бренда, не отвлекаясь на производственные процессы. А если проект по OEM-производству окажется неуспешным, то ущерб будет для бизнеса не слишком незначительным.
Сначала заказчик должен проанализировать рынок, чтобы выявить потребности целевой аудитории и выявить тенденции в отрасли. Одновременно с этим важно определиться с продуктом или комплектующими, которые будут производиться по OEM-схеме. Например, можно понять, чего именно не хватает в аналогичной продукции конкурентов и как ее улучшить.
На этом же этапе предприниматель ищет фабрику, оценивая различных производителей по критериям качества, мощности изготовления, срокам выполнения заказов и репутации на рынке.
Далее стороны обсуждают все условия сотрудничества: требования к продукту, технические характеристики, объемы производства, сроки выполнения заказа и стоимость. Важно согласовать точные спецификации товара, включая материалы, дизайн, функциональные особенности и любые другие важные параметры. Затем необходимо рассчитать себестоимость, которая включает следующие факторы:
Этап завершается юридическим оформлением: заказчик и фабрика заключают договор, который охватывает ключевые аспекты производства и определяет ответственность сторон и сроки выполнения заказа, а также условия интеллектуальной собственности.
Заказчик разрабатывает или передает производителю уже готовое техническое задание на русском и китайском языке и макет, включающий ai-файл логотипа и дизайна упаковки. Для удобства предприниматель может запросить у фабрики исходники упаковки, чтобы быстрее и проще изменить ее под свой бренд. На основе утвержденных характеристик китайский производитель создает пробную версию товара, чтобы клиент убедился в соответствии товара стандартам качества и своим требованиям. Здесь при необходимости можно внести корректировки и улучшить свойства продукта перед массовым производством.
Создание прототипа поможет заказчику оценить работу производителя и качество материалов и упаковки, внести правки в ТЗ, отказаться от сотрудничества или выбрать другую фабрику без финансовых потерь, а также понять соответствует ли готовый товар ожиданиям.
Здесь важно обеспечить контроль качества на всех этапах изготовления товаров, чтобы каждая единица продукции соответствовала стандартам, которые были заложены при разработке прототипа. Этот процесс могут контролировать как специалисты фабрики по договоренности, так и сам заказчик или посредник при наличии, что позволит свести вероятность брака при производства к минимуму.
После завершения производства товары упаковывают и маркируют логотипом компании заказчика. Упаковка играет важную роль в защите товара, повышении узнаваемости, а также отражении имиджа и статуса бренда. Логистика может предусматривать перевозку на склад заказчика или партнера по фулфилменту в Китае или России либо прямую доставку к конечным потребителям, в зависимости от договоренностей.
В этом случае заказчик в техническом задании указывает индивидуальное описание элементов, которые обязательно должны быть в конечном изделии. Такой подход позволяет бренду контролировать качество и уникальность продукции, свою конкурентоспособность и функциональность товаров. Другое преимущество связано с тем, что предприниматель сможет добавить новые или убрать неактуальные детали для адаптации продукта к новым требованиям рынка и потребностям аудитории без необходимости изменять весь производственный процесс. Это особенно важно, если от комплектующих зависят технические характеристики или работоспособность товара.
Так, компании по производству электронной техники могут предоставлять китайской фабрике процессоры или сенсорные модули определенных моделей, а в автомобильной промышленности индивидуальными элементами будут выступать двигатель и мультимедийная система. В сфере производства одежды и аксессуаров это может быть ребристая поверхность у чемодана, желтая ручка зонтика, упаковка с определенным узором и так далее.
Ключевая особенность данного направления заключается в том, что OEM-фирме запрещено продавать индивидуальные комплектующие отдельно от товара заказчика, так как у него оформлен патент на эти детали. Такой вариант подходит для компаний, которые готовы отслеживать этапы изготовления товаров с минимальными затратами производство. Также формат сотрудничества с фабрикам позволяет компаниям эффективно внедрять инновации и ускорять выход на рынок, используя мощные производственные ресурсы OEM-партнеров.
Так называют процесс, при котором компания заказывает готовую продукцию у OEM-производителя, но продает товары под собственным брендом. Это позволяет заказчику выпускать продукцию на рынок быстрее и с меньшими затратами, чем при создании производства с нуля. В данном случае основной упор бизнес делает на уникальные брендинг и маркетинг для уже существующего ассортимента.
Можно выделить несколько преимуществ направления ребрендинга в OEM-производстве:
Купив продукцию, созданную OEM-фабрикой в рамках ребрендинга, покупатель может узнать информацию о настоящем производителе, если прочитает мелкий шрифт на упаковке или самом изделии, в зависимости от типа продукции.
При выборе продаваемого товара отталкивайтесь от собственных предпочтений, чтобы вам было интересно вести и развивать бизнес. Определившись с категорией продукции, изучите отзывы покупателей на маркетплейсах на аналогичные изделия, чтобы избежать ошибок других продавцов и сразу исключить какие-либо недостатки. Это поможет понять, какой именно товар нужен покупателям и за какие особенности они готовы заплатить.
Также необходимо понять бизнес-задачи, чтобы выбрать подходящие инструменты. В OEM-производстве можно выбрать два способа: кастомизация и персонализация. Первый вариант предполагает добавление деталей на уже существующий товар, например, логотип не спереди, а сзади или ручку на сумку не только сверху, но и сбоку и так далее. При персонализации внешний вид товара меняют под запросы одного или нескольких заказчиков. Например, сделать рукава у платья длиннее или добавить в блок питания разъем для неоригинального кабеля. Формат работы с фабриками зависит от категории продукции, так как и кастомизация, и персонализация не подходят абсолютно для всех сегментов товаров.
Для производства товаров под собственным брендом немаловажно зарегистрировать товарный знак, чтобы в будущем избежать проблем с патентом. Для этого нужно подать заявку через сайты Роспатента, Госуслуг или ФИПС, при этом ждать ее одобрения не обязательно, так как право на товарный знак появляется сразу после подачи заявления, а не с момента регистрации и получения свидетельства.
Чтобы запустить OEM-производство, нужно предпринять следующие шаги:
Даже при заказе полного объема товаров, лучше сделать его минимальным, чтобы удостовериться в качественной работе фабрики. Также сумму лучше разделить на 30% предоплаты и 70% по факту изготовления, чтобы мотивировать производителя на выполнение всех условий договора.