Автоматизация работы на маркетплейсах и её способы.
Работа продавца на маркетплейсе подразумевает ежедневное выполнение десятка рутинных задач. Нужно общаться с покупателями и принимать заказы, отслеживать наличие товара и контролировать доставку, актуализировать карточки и многое другое. Из регулярных и грамотных действий селлера складываются успешный образ бренда и популярность магазина.
Если вы хотите, чтобы продажи росли, рейтинг поднимался и товары оказывались в топе поисковой выдачи, необходимо детально выстроить каждый процесс, будь то ведение документооборота или оформление возвратов и отказов.
Сегодня мы поговорим о том, как продавцу делегировать часть своих обязанностей, а именно — автоматизировать работу на маркетплейсе.
В стандартном варианте продавец, имеющий не слишком большой объем продаж, может позволить себе заниматься всеми вопросами самостоятельно, используя инструменты личного кабинета. Большинство маркетплейсов организовали кабинеты селлеров так, чтобы было возможно контролировать ключевые моменты деятельности и основные показатели своей успешности на площадке.
То есть продавцам не обязательно пользоваться сторонней помощью или скачивать дополнительные сервисы, чтобы обновить ассортимент, SEO-оптимизировать карточку, изменить цену или статус заказа, увидеть свой объем продаж.
Однако всё это перестает работать, когда покупателей становится всё больше и больше. Растущие показатели товарооборота у магазина неизбежно приносят новые проблемы и ответственность. У селлера остается всё меньше сил и времени, чтобы самому погружаться в инструменты личного кабинета, тем более после их обновлений или изменения правил у маркетплейса.
Примерно то же самое случается, когда востребованный магазин приходит к выводу, что одной площадки ему недостаточно, и решает, например, добавить к Wildberries еще и Ozon.
Чтобы все рабочие процессы в таких условиях были оптимизированы, продавцу требуется изменить свой подход к бизнесу, воспользовавшись дополнительными ресурсами. В противном же случае велики риски частых ошибок: селлер будет медленнее отвечать, отгружать, доставлять и т.д. Отсюда и падение рейтинга с негативными отзывами, и сокращение продаж. Так что продавцу действительно стоит автоматизировать свою работу, хотя бы частично.
Такой посредник во взаимодействии селлера с площадкой занимается, в основном, контентом. Он будет отвечать за составление и обновление карточек товаров. Менеджер приложит фото, добавит характеристики, объединит позиции с разными размерами или цветами, займется SEO-оптимизацией, добавив в описание и заголовок нужные ключи и т.д.
Иногда обязанности менеджера могут быть шире: составить товарную матрицу, оформить документы, найти поставщиков, ответить на отзывы, написать в поддержку маркетплейса и прочее. При этом зарплата специалиста может зависеть как от роста вашего товарооборота, так и от самой экспертности и опыта работника.
Для начала вы можете делегировать агентству только часть процессов, например, бухгалтерию. Но если хотите передать кому-то именно работу с товарами, а не с документами, то ваш вариант — аутсорсинг фулфилмента. Сегодня множество компаний предоставляет комплекс услуг по работе с разными маркетплейсами.
Фулфилмент-операторы помогут вам решить логистические вопросы, предложат собственные складские помещения, будут упаковывать и маркировать товары, отслеживать остатки, принимать возвраты и т.д. Это очень удобно, если селлер планирует сосредоточиться только на стратегических вопросах развития магазина или улучшения качества товара.
Впрочем, и это еще не всё. Многие компании предлагают забрать на себя ведение маркетплейсов полностью. Сюда будут входить не только бухгалтерия, продвижение и фулфилмент, но и аналитика, взаимодействие с клиентами и прочее. Данный вариант актуален, например, для брендов, которые представлены сразу на нескольких онлайн-площадках.
Программное обеспечение для маркетплейсов можно как разработать самостоятельно, так и приобрести в готовом виде. Разумеется, создание сервиса своими руками потребует больших затрат и с точки зрения финансов, и с позиции времени. Поэтому такой вариант целесообразен для компаний, уже много лет присутствующих на маркетплейсах и показывающих стабильный рост оборота. Например, это может быть фирма-производитель, которая не хочет открывать свой онлайн-магазин и остается на сторонней площадке.
Всем остальным селлерам логичнее воспользоваться уже готовыми решениями. Покупка лицензионной системы поможет не только автоматизировать саму работу на маркетплейсе, но и, например, повысить юридическую безопасность бизнес-сделок. К тому же современные сервисы нередко обходятся дешевле, чем услуги отдельных специалистов, и не допускают критических ошибок, исключая влияние человеческого фактора. Более того, к одной системе можно подключать несколько личных кабинетов, с учетом нюансов каждого маркетплейса в отдельности.
Вам придут на помощь такие программы, как “1С: Бухгалтерия”, “Мое дело”, “Контур.Эльба” и т.д. Актуально для тех, у кого зарегистрировано ИП или ООО. Сервисы помогут создавать акты и отчеты, оформлять брак, рассчитывать комиссию, списывать товары и прочее.
Помогают собирать статистику продаж, оценивать спрос на товары и их рентабельность, мониторить цены конкурентов, проводить ABC-анализ и т.п. Среди подобных популярных программ: MPStats, HunterSales, Predicto, JStick, WBCON, SellerFox и т.д. Такие сервисы часто основаны на собственных уникальных алгоритмах и заточены под конкретные маркетплейсы.
Позволяют подключить несколько площадок к одному общему кабинету, чтобы быстрее выполнять рутинные задачи, например, отслеживать остатки на складаха или анализировать товарооборот со всех продаж разом. С помощью ПО можно составлять карточки, планировать закупки, управлять оформленными заказами. Среди таких систем: “СеллерМАРКЕТ”, RDV Маркет, EcomCom. У каждой из платформ есть свои тарифы, включая бесплатные пробные пакеты.
За счет этих программ вы можете автоматизировать процесс добавления товаров на маркетплейсы, причем с учетом ассортимента вашего интернет-магазина. ПО будет также отслеживать и синхронизировать цены на продукцию и число остатков на складах. Примерами таких сервисов можно назвать Databird, AdvantShop или Tovaroved.
Это комплексные сервисы, которые помогают управлять бизнесом и хранить данные. Программа позволит выстроить воронку продаж, собрать статистику, проследить за сотрудниками (например, на складе), вести базу поставщиков и т.д. Выбирать такого помощника нужно на основе функциональности, безопасности и удобства. К подобным сервисам, например, относят InSales, RetailCRM, Shopstat, Moneyplace.
Важно отметить, что работа с любым сервисом требует тщательного погружения в механизмы ПО для точечной настройки. Если же вы хотите сэкономить время и получить индивидуальный подход, команда Skladbot с радостью окажет для вас услуги фулфилмента и продвижения. Кроме того, мы поможем с фото— и видеосъемкой товаров для их достойной презентации на любом маркетплейсе.