Узнайте, какие бывают виды и причины возврата. Подскажем, что делать продавцу в случае возвратов товаров и как сократить их количество.
Возврат товара — это не только разочарование для покупателя, но и дополнительные сложности для селлера. Каждый отказ от заказа влечет за собой финансовые потери на обратную доставку, проверку состояния товара и его возможную утилизацию. Если возвратов становится слишком много, это напрямую влияет на репутацию продавца на маркетплейсе. Слабый рейтинг может снизить видимость карточек и оттолкнуть покупателей.
Кроме того, возврат брака или товара надлежащего качества требует времени и ресурсов. Это отвлекает сотрудников, замедляет операционные процессы и увеличивает нагрузку на склад. Если работа с возвратами организована плохо, это может привести к недовольству покупателей, ухудшению их доверия к магазину и негативным отзывам, чего особенно нужно избегать в конкурентной среде маркетплейсов.
Каждый продавец стремится разными способами снизить количество возвратов, чтобы уменьшить издержки на логистику, сохранить репутацию магазина и лояльность покупателей.
Возвраты заказов на маркетплейсах неизбежны. Покупатели имеют право вернуть изделия как из-за дефектов, так и по личным причинам. Все отказы от товаров делятся на две основные группы: по браку и возврат продукции надлежащего качества.
Товары могут вернуть, если они оказались с дефектом или не соответствуют заявленным характеристикам. Это одна из самых обоснованных ситуаций, так как покупатель защищен от приобретения некачественной продукции. В этом случае продавец должен принять даже использованное изделие. Закон о защите прав потребителей обязывает вернуть деньги или заменить товар на аналогичный. Причины возврата брака:
Допустим, покупатель заказал кофеварку, но она оказалась с трещиной. Он оформляет возврат через личный кабинет маркетплейса, прикладывая фотографии дефекта. Служба поддержки рассматривает заявку, и в случае одобрения товар отправляется к продавцу, а покупатель получает обратно свои деньги. Некоторые селлеры пытаются выйти на связь с клиентом и предлагают заменить неисправную технику или выслать новую деталь в зависимости от ситуации.
Бывают случаи, когда клиенты возвращают товары, не имеющие дефектов, но по каким-то причинам им не подошедшие. Закон «О защите прав потребителей» предоставляет покупателям такую возможность, но с определенными условиями. Продавцу важно знать, как правильно работать с такими возвратами, чтобы минимизировать убытки и сохранить лояльность клиентов. Если в случае с бракованными товарами селлеру нужно более тщательно проверять каждую единицу на наличие дефектов и надежно упаковывать изделия, то с продукцией надлежащего качества все намного сложнее. Почему возвращают товары без брака:
Недобросовестные покупатели иногда заказывают товары, чтобы воспользоваться один раз и вернуть. Такое часто происходит с ёлками в Новогодние праздники или с вечерними платьями, в сезон выпускных.
При FBO товары хранятся на складе маркетплейса, и он же занимается их доставкой покупателям. Возвраты в этом случае отправляются на ближайший в регионе склад площадки, где сотрудники проверяют состояние товара. При FBS продавец сам организует доставку покупателю. Поэтому при возврате заказ отправляется обратно на склад селлера. Но у Wildberries немного другие правила: независимо от модели сотрудничества товары поступают на ближайший в регионе склад площадки. А селлеру необходимо оформить заявку, чтобы забрать заказ.
Если товар оказался с браком, то независимо от модели сотрудничества продавец должен его забрать. На это у селлера есть всего несколько дней. Например, Ozon бесплатно хранит возвращенные заказы 3 дня, а через 20 дней утилизирует. При этом с продавца взимается сбор за утилизацию.
Важно: Селлер может отказаться принимать бракованный товар, если докажет, что отправлял изделие без каких-либо дефектов. Wildberries дает сутки на то, чтобы оспорить возврат, а Ozon — 3 дня.
Поддерживайте высокий уровень сервиса. Качественное обслуживание позволяет если не избежать возвратов, то сократить их количество. Будьте на связи с потребителями, отвечайте на их вопросы до и после покупки, помогайте с выбором.