Узнайте, как управлять запасами на маркетплейсах, чтобы избежать дефицита или переполненности. Подскажем формулу определения количества товаров на складе, методы управления запасами и частые ошибки.
Для успешного развития бизнеса предпринимателям необходимо поддерживать стабильный уровень продаж, своевременно выполнять заказы и эффективно использовать оборотные средства. Оптимальный уровень товарных запасов нужен для сохранения баланса между спросом покупателей и минимизацией затрат на хранение ассортимента. Также контроль за объемом продукции позволяет снижать зависимость компании от сезонных, экономических и других колебаний рынка.
Избыток запасов повышает расходы на хранение и увеличивает риски порчи продукции, а недостаток товаров приводит к потере клиентов и снижению уровня сервиса. Поэтому отсутствие стратегического управления запасами чревато серьезными последствиями, связанными с упущенной выгодой, снижением конкурентоспособности, банкротством и так далее.
Существует несколько способов планирования объема товарных запасов для их своевременного пополнения. Самым популярным вариантом в сфере онлайн-коммерции является определение неснижаемого остатка (НО) — минимального объема товара, нужного для предотвращения ситуации, когда товар отсутствует на складе. Кроме этого, ориентир на количество оставшихся товаров станет для предпринимателей “подушкой безопасности” в непредвиденных обстоятельствах.
Расчет данного показателя также включает определение среднего товарного запаса (СТЗ) и оборачиваемости товара (ОТ). СТЗ находят по формуле ((Т1/2) + Т2 + Т3 + ….. + (ТN/2)) / (N — 1), где:
Оборачиваемость товара рассчитывают по следующей формуле: СТЗ / ОбП × Д. Здесь Д обозначает количество дней в периоде, а ОбП — объем продаж за период. Чтобы найти неснижаемый остаток, необходимо ОбП разделить на ОТ. Узнав эти данные, продавец сможет заказывать оптимальное количество товаров с учетом сроков доставки. Для этого достаточно из НО вычесть сумму текущего запаса и планируемого объема продаж.
В этом случае товары классифицируются по уровню значимости и могут разделяться на:
Показатели для сегментирования товаров предприниматель может выбрать самостоятельно, например, ими могут быть выручка, срок оборачиваемости, рентабельность и другие факторы. Метод позволит узнать, без каких категорий продукции бизнес может лишиться большей части доходов.
При использовании этого метода товары классифицируют с учетом предсказуемости или колебаний спроса за период. Например:
Также анализ по XYZ сочетается с методом по ABC, что позволяет группировать товары по нескольким характеристикам, таким как AZ, BY, CZ, AX, CY и другим для создания наиболее полной матрицы.
С помощью математической модели предприниматель сможет определить оптимальный объем товара при заказе у поставщика, чтобы минимизировать суммарные затраты на хранение и закупку продукции. То есть пополнять склад нужно только при достижении уровня повторного заказа, рассчитанного заранее.
Методика нужна для уменьшения товарных запасов и снижения затрат на ресурсы. Так, доставка материалов, комплектующих или самих продуктов осуществляется точно к моменту их использования в производстве или продажах. Минимизация объема товаров на складе также помогает устранить излишки и не “забивать” помещение в ожидании других заказов.
Подходы к прогнозированию спроса делятся на экспертные и статистические. В первом случае прогноз основывается на субъективном мнении конкретного человека или группы: организация встречи экспертов, интервьюирование, анкетный опрос или метод Делфи. Ко второму варианту относятся способы с использованием расчетов: по среднему (SMA), средняя взвешенная по Шрайбфедеру, экспоненциальное сглаживание, метод наименьших квадратов и каузальные модели и так далее.
Управлять запасами также можно с помощью электронных таблиц или специальных программ складского учета. Для этого необходимо вносить актуальные данные и контролировать оптимальный уровень запасов, а пересчитывать проданные единицы, следить за количеством заказов и отслеживать количество остатков система будет автоматически.
Среди распространенных ошибок в управлении запасами товаров выделяют:
Грамотная товарная аналитика маркетплейсов — важный навык для торгового онлайн-бизнеса любого направления, поскольку знание правил помогает избежать как дефицита, так и профицита бюджета компании. Однако предпринимателям важно учитывать особенности продаваемой категории товаров, чтобы выстроить индивидуальную стратегию, которая будет эффективной для их компании. Начинающим селлерам бывает сложно разобраться в инструментах управления товарными запасами. А опытные продавцы зачастую направляют силы во внешнее развитие своих брендов, поэтому не всегда находят время и возможности для изучения нововведений на маркетплейсах. В этом случае лучшим решением будет обратиться к профессионалам. Специалисты компании Skladbot предоставляют услуги фулфилмента полного цикла для Ozon, Wildberries и Яндекс.Маркет. Мы берем на себя все обязанности по хранению, упаковке, доставке и продвижению товаров, а также по пополнению и контролю товарных остатков.