Рассказываем в нашей статье про ключевые отличия своего магазина от продаж на маркетплейсах.
Онлайн-ведение деятельности набирает всю большую популярность среди владельцев крупного и малого торгового бизнеса. Правильный переход в интернет-пространство способен значительно расширить аудиторию и увеличить продажи, поскольку количество активных пользователей сети постоянно растет. В такой ситуации перед предпринимателями встает выбор: создать собственный магазин или выйти с продукцией на маркетплейсы. Успех той или иной стратегии во многом зависит от опыта и навыков продавца, категории продукции и масштаба бизнеса.
Собственный интернет-магазин предполагает абсолютный контроль над бизнесом, когда предприниматель может выбрать любую платформу, создать собственный дизайн, разработать функционал и организовать полный цикл продаж: от привлечения покупателей до доставки и оплаты товаров.
Помимо неограниченных полномочий вместе с запуском онлайн-магазина приходит большая ответственность, поскольку создание и поддержка сайта требуют немалых вложений на техническую поддержку, рекламу и SEO-продвижение. Кроме того, если бизнес связан с продажей товаров массового спроса, компании будет сложно конкурировать с гигантами рынка или крупными площадками. Поэтому такой вариант подойдет для тех, кто предлагает эксклюзивные товары и услуги: сувениры ручной работы, дизайнерские элементы интерьера и так далее. Найти и привлечь целевую аудиторию подобных направлений деятельности в разы легче, чем перенимать покупателей других магазинов. Также с помощью интернет-магазина можно продавать узкоспециализированные товары для определенных групп населения или скоропортящуюся продукцию с ограниченной географией доставки.
Маркетплейс — это торговая онлайн-площадка, которая позволяет приобрести товары от различных продавцов, зарегистрированных на платформе. Главной задачей маркетплейса является комфортное предоставление услуг торговли для клиентов с обеих сторон сделки и создание инструментов для оптимизации процесса продаж.
Главным преимуществом маркетплейса является широкая аудитория, которая уже использует площадку для покупки товаров. Пользователи платформ более лояльны, так как доверяют им и имеют успешный опыт сотрудничества.
Вариант подходит для начинающих предпринимателей, так как на маркетплейсе уже есть все необходимое для ведения торгового бизнеса: онлайн-витрина в виде каталогов и категорий, собственные склады для хранения товаров, выстроенная логистика и многомиллионная аудитория. Основной задачей продавца является правильное оформление карточек и настройка продвижения ассортимента. Однако для этого не обязательно иметь определенные навыки и знания, так как площадка всему обучает селлеров.
При собственном онлайн-магазине сложно масштабировать деятельность за пределы страны. Это потребует решения различных вопросов: управление платежами, налоговая нагрузка, формирование логистики, отстройка от конкурентов, продвижение компании на новых рынках, привлечение аудитории и так далее. А крупные маркетплейсы, как правило, уже настроили международную торговлю и имеют высокую узнаваемость своего бренда, поэтому выход продаж на другие страны обойдется дешевле и будет максимально комфортным, быстрым и надежным.
Для запуска и работы интернет-магазина вам потребуются услуги профессионалов или оплата подписки на конструкторе сайтов и финансы для подключения платежных систем и других функций. Также потратить бюджет придется на продвижение и привлечение покупателей. При торговле на маркетплейсах нужно оплатить комиссию площадки за размещение товаров и рекламные инструменты. Поэтому перед выбором способа ведения онлайн-бизнеса важно оценить бюджет и определить примерные затраты на каждый из них.
Создание онлайн-магазина с типовым функционалом и индивидуальным дизайном потребуется не менее двух месяцев даже при работе с конструктором сайтов. В то время как регистрация на маркетплейсе и минимальное заполнение карточек товаров займет не больше одного-двух дней благодаря простому и понятному интерфейсу площадки.
Чтобы создать, наполнить и продвинуть интернет-магазин необходимо нанять различных специалистов: программистов, маркетологов, менеджеров, упаковщиков заказов, курьеров и других работников, что увеличивает расходы. В то время как онлайн-платформы уже настроили весь функционал в одном месте — рекламном кабинете, поэтому вам достаточно разместить контент и отвечать на отзывы покупателей. Для более качественной работы можно нанять отдельного менеджера по маркетплейсам, что не сильно повлияет на бюдж
Собственная онлайн-площадка позволяет установить любые правила продаж в рамках законодательства страны и адаптировать их под специфику бизнеса. Торговля на маркетплейсах обязывает продавцов соблюдать оферту и требования компании по спорам, возвратам, времени ответа и другим параметрам.
В целом, торговая площадка и интернет-магазин являются полноценными каналами продаж с собственными преимуществами и недостатками. Выбор определенного способа зависит от объема бюджета и количества времени, которые вы готовы потратить на расширение бизнеса. Сайт компании может стать ее визитной карточкой, подчеркнуть имидж и отразить индивидуальность, а выход на маркетплейсы поможет быстрее привлечь новую аудиторию и запустить онлайн-продажи. Также возможно сочетание двух инструментов при наличии успешного опыта в одном из них. Важно учитывать особенности каждого варианта и отталкиваться от них с ориентиром на направление деятельности вашей компании.