Маркировка товаров из Китая | Честный знак для импортных товаров

Маркировка товаров из Китая/импортных товаров

Анна Юрьевна Григорьева
Комментариев нет

В статье специалисты фулфилмента Skladbot рассказали о том, какие товары из Китая необходимо маркировать и какие из элементов маркировки являются обязательными

Маркировка импортных товаров — это необходимое условие для селлеров и производителей, которые отправляю продукцию из-за рубежа в Россию. Наличие маркировки позволяет быстро и без проблем оформить груз на таможне, а контролирующим органам и покупателям узнать необходимую информацию о продукте.

Правила маркировки обеспечивают китайским производителям легальное присутствие на российском рынке и препятствуют появлению контрафактного товара, делая бизнес прозрачнее. Идентификация делает возможным отслеживание товаров с момента пересечения границы до передачи конечному пользователю. 

Какие товары из Китая необходимо маркировать

На данный момент маркируется 16 категорий товаров, однако уже к 2024 году этот список планируется пополнить и ввести обязательную маркировку на все потребительские товары, подразумевающие возможный импорт. Вот список категорий, подлежащих обязательной маркировке: 

  1. Обувь
  2. Одежда
  3. Молочные изделия
  4. Упакованная вода
  5. Ювелирные изделия
  6. Табачная продукция
  7. Алкогольная продукция
  8. Парфюмерная продукция
  9. Лекарственные препараты
  10. Шины и автомобильные покрышки
  11. Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное
  12. Фотокамеры (иск. кинокамеры), фотовспышки и лампы-вспышки
  13. Шубы и изделия из меха
  14. Антисептики
  15. Биологически активные добавки к пище
  16. Кресла-коляски

Обратите внимание, что на данный момент проводится несколько экспериментов с маркировкой товаров из категорий, которые еще не внесены в этот список. Тенденция к переходу на обязательное размещению кода возрастает, так что мы рекомендуем быть готовыми к внедрению такой системы. Если вы все-таки решили ввести маркировку в своей компании сейчас, помните о трех стадиях, которые проходит перед внедрением каждая категория товаров:

  • Пилотный запуск. Участие происходит на добровольной основе. Компания регистрируется и становится частью эксперимента. На этом этапе вам выдают штрих-код бесплатно.
  • Проведение регистрации. На этом этапе продавать без кода уже нельзя. Необходимо получить электронную подпись, настроить работу электронного документооборота и системы товароучета. 
  • Ответственность за маркировку. На этом этапе производитель несет полную ответственность за наличие маркировки. За ее отсутствие грозит штраф.

Что нужно чтобы внедрить маркировку

Как мы уже писали ранее, без маркировки импорт невозможен. Краткий порядок действий выглядит так: 

  • Получение усиленной электронной подписи,
  • Проведение регистрации в системе “Честный знак”,
  • Подключение интеграции 1С с системой “Честный знак”,
  • Приобретение оборудования: принтер для печати кода и 2D-сканер для считывания,
  • Обучение сотрудников работе с маркировкой товара,
  • Приобретение индивидуального кода в “Честном знаке”,
  • Аренда складского помещения для проведения маркировки.

Перед маркировкой отдельной партии следует:

  • Для каждого изделия внести в номенклатуру 1С артикул с описанием;
  • Создать документ с полученными кодами и отправить его на таможню.

Маркированию подлежит весь товар: каждому наименованию соответствует свой уникальный код.

Обязательные элементы маркировки

Каждый товар имеет свои нюансы оформления:

  • На этикетках продуктов питания обязательно указывают: название, вид и сорт товара, наименование производителя, вес и объем продукта, состав, дата производства, условия хранения, правила употребления. \
  • Непродовольственные товары маркируются путем нанесения название производителя, основных данных о продаваемой продукции и правилах использования, указывается информация о соответствии качеству (последнее применимо и к продовольственным).

Разберем на примере 4 наименований. Вот какие данные указывают изготовители на маркировке:

  • Одежда и обувь — размер, модель, цвет, состав материала.
  • Парфюм — объем упаковки, ее вид и материал изготовления.
  • Шины — модель, размер, тип, сезон.
  • Табак — состав, вид, объем, содержание различных веществ.

Существует два вида маркировки: Data Matrix и RFID-метка.

  • Data Matrix применим к большей части категорий товаров, среди которых: сигареты, обувь, одежда и т.д. Представляет собой 2D штрих-код, который наносится на картонную, пластиковую или бумажную упаковку. Для лучшего считывания эксперты рекомендуют размещать маркировку на белом фоне.
  • Метка RFID означает, что данные о товаре зашифрованы в микрочипе. Такие коды часто используют для маркировки шуб из натурального меха.

Ответственность за отсутствие маркировки

Нарушение в области маркирования продукции влечет серьезные последствия. Речь идет не только об административной ответственности, но и о нарушениях, влекущих уголовное наказание.

  • Производство и реализация товаров без маркировки ведет к штрафу 5-10 тысяч рублей для ИП и 50-100 тысяч для юрлиц. К штрафу прилагается изъятие всей немаркированной продукции, а если отсутствие маркировки принесло вред потребителю, сумма увеличивается втрое.
  • Хранение, перевозка и приобретение продукции без маркировки в целях сбыта также предусматривает штраф: 2-4 тысячи рублей для физических лиц, 5-10 тысяч для предпринимателей и 50-300 тысяч для юрлиц. Оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки предусматривает штраф до 500 тыс. руб.
  • Уголовная ответственность предусмотрена в случае отсутствия маркировки на товарах в крупных (свыше 1,5 млн. руб.) и особо крупных размерах. Наказание может составлять до 3 лет лишения свободы + штраф.

Чтобы не попасть в неприятности, необходимо отслеживать все изменения, которые происходят в правовом поле. Внимательно изучайте работу системы маркирования и соблюдайте все правила ее использования.

Маркировка “Честный знак” для товаров из Китая

При официальном ввозе продуктов партия товаров маркируется ещё в Китае. Выпуск кода и нанесение маркировки осуществляет производитель или импортер. Если ввоз осуществляется под свой контракт, произвести маркировку необходимо самостоятельно. Под контракт брокера или посредника товар приходит промаркированный, остается только провести сканирование 2D-сканером штрихкода.


Для официального ввоза товара из Китая с системой “Честный знак” выполните следующие действия:

  • Оформите в Удостоверяющем центре ФНС на руководителя компании усиленную квалифицированную подпись и подготовьте компьютер для работы с ЭП.
  • Пройдите регистрацию в Государственной информационной системе мониторинга оборотов (ГИС МТ).
  • Проверьте, чтобы прошивка онлайн-кассы и система товарного учета были обновлены до последней версии.
  • Проведите подключение 2D-сканера штрихкода и системы электронного документооборота.
  • Подпишите договор с посредником и оформите заказ на официальную доставку из Китая.
  • Отсканируйте коды полученной партии.
  • Для снятия товара с учета зафиксируйте данные о продаже.

Обратите внимание, что год в системе “Честный знак” платный.

Чем раньше вы переведете работу на систему маркировки, тем больше времени будет для ее освоения. Советуем не откладывать переход, а совершить его как можно раньше, ведь уже скоро предпринимателям могут объявить об обязательной маркировке всех товаров.

Комментарии (0)

Добавить комментарий