В данной статье мы расскажем о том что такое авторское право на маркетплейсах и как его защитить.
Удобство маркетплейсов привлекает все больше покупателей и продавцов. Растет ассортимент товаров и конкуренция, но вместе с этим учащаются случаи несоблюдения селлерами закона об интеллектуальной собственности. Для того чтобы не нарушать чужие права и не стать жертвой противоправных действий других продавцов, необходимо понимать, как работает эта область законодательства на маркетплейсах.
Если кто-то в коммерческих целях копирует фотографии, музыку, текст или идею другого человека без его разрешения, автор может потребовать прекратить это делать, а также взыскать ущерб. Любой объект интеллектуальной деятельности защищен авторским правом согласно статье 155 Гражданского кодекса РФ. В случае с маркетплейсами, нередко фотографии и карточки одного продавца копирует кто-то другой и при этом успешно реализует товары. Для защиты интеллектуальной собственности первый селлер вправе предъявить второму досудебную претензию и урегулировать вопрос мирно, без подачи иска в компетентные органы. Как правило, нарушители боятся блокировки кабинета маркетплейсом и выполняют требования правообладателей.
Важно: Если автор опубликовал результат интеллектуальной деятельности в интернете, это не значит, что он негласно разрешил его использовать всем. В защиту объектов авторского права также входит охрана их неприкосновенности: результаты чужой интеллектуальной деятельности запрещено не только использовать, но и видоизменять.
Нередки случаи, когда продавец указывает наименование популярной торговой марки при реализации “ноунейм”-товара. Такое поведение вызвано желанием повысить продажи за счет узнаваемости бренда. Покупатели могут не заметить подвоха, но за этим серьезно следят представители знаменитых торговых марок.
Другая ситуация, когда правообладатель бренда запрещает продажу его товаров даже дистрибьюторам. В этом случае он не может ограничить реализацию изделий, которые уже находятся в обороте, зато вправе запретить использование изображений своего бренда, а также фотоконтента, если он не принадлежит селлеру.
Описания изделий часто подвергаются нарушениям авторского права. Текст, как и любой другой контент, является интеллектуальной собственностью. Это не обязательно должно быть литературное произведение — даже описание товара защищено законодательством. Кто раньше опубликовал карточку — тот и является правообладателем. Рерайт или создание текста с нуля обойдется дешевле штрафа за нарушение.
Зачастую у начинающих селлеров недостаточно средств, чтобы арендовать студию и нанять фотографа. Поэтому они используют контент других продавцов, что также является нарушением. Случается и так, что недобросовестный дизайнер обещает селлеру подготовить индивидуальные карточки, но создает инфографику с помощью фотографий, найденных в интернете. Важно понимать, что использование части снимка, создание коллажа или отзеркаливание не исправит ситуацию — за нарушение придется отвечать.
Любая вещь, на которую нанесен рисунок популярного персонажа без согласования правообладателя, — незаконный предмет торговли. Например, если разместить на детском рюкзаке изображение героя мультфильма, продажи могут вырасти, однако на это необходимо получить разрешение у правообладателя. В противном случае нанесение рисунка будет считаться нарушением прав.
Маркетплейс лояльно относится к продавцам и не требует во время регистрации предоставлять документы. При заключении соглашения о сотрудничестве селлера с площадкой он должен гарантировать соблюдение законодательства в отношении авторского права. В договоре оферты Wildberries указано, что продавец, в случае выявления факта использования чужой интеллектуальной собственности, возмещает ущерб, нанесенный правообладателю и маркетплейсу.
У этой площадки условия регистрации продавцов немного отличаются от предыдущей. Маркетплейс сразу требует от селлеров документы, подтверждающие наличие лицензий и прав на интеллектуальную собственность. При возникновении конфликтных ситуаций Ozon запрашивает у продавца согласие правообладателя. Если селлер игнорирует запрос, то маркетплейс вправе его заблокировать. У площадки есть своя юридическая служба, которая разрешает подобные конфликты.
Использование чужой интеллектуальной собственности без согласия правообладателя преследуется по закону. Маркетплейсы в этом вопросе не являются исключением.
За нарушения предусмотрены административные и уголовные наказания:
Не стоит забывать о том, что придется заплатить компенсацию государству в размере до 200 тысяч рублей. Уголовная ответственность наступает, если правообладателю нанесен ущерб более 250 тысяч рублей. За подобное нарушение предусмотрено лишение свободы до двух лет.